Rolls-Royce Silver Ghost Shapiro-Schebera Skiff (1919) | Контрафакт

В большинстве случаев копии произведений искусства незаконны. Хотя на деньги от авторских повторов собственных картин и этюдов неплохо жили на Монмартре конца XIX века многие импрессионисты… Но автомобильный дизайн – совсем другое дело.

Текст Никита Розанов

27 Февраля 2019, 12:00

Семья французских кузовщиков Лабурдетт (Labourdette) занималась кузовами уже в третьем поколении, когда в 1912 году к Жану-Анри обратился директор Panhard&Levassor шевалье Рене де Книфф с просьбой изготовить открытое «торпедо» по технологии и внешнему виду напоминающее… лодку.

Первым опытом Лабурдетта по использованию темы лодки стал «tourer» Skiff, построенный по индивидуальному заказу директора фирмы Panhard&Levassor (1913)

Вначале предложение озадачило, ведь кузова автомобилей тех лет напоминали прямоугольные коробки, и нюансы пластики и сложные формообразующие кривые оставались проблемой даже для кустарного производства. Более того, шевалье настаивал на соблюдении правил обтекаемости (!) и абсолютном сходстве кузова с формой корабельной шлюпки. Активно занимаясь автогонками, велосипедом и греблей, Книфф олицетворял спортсмена нового века и его заказ Лабурдетт справедливо оценил как символ эпохи. Смущало лишь одно: прочность корпуса дощатой лодки всецело определялась отсутствием в ее бортах… дверных проемов. «Как же вы попадете вовнутрь?» – спросил Жан-Анри. «Перешагну» – ответил шевалье. «А дамы?» – «Перешагнут тоже, а мы наконец-то полюбуемся их ножками».

В результате вышло необычайно изящно и легко. Легко в прямом смысле, поскольку вес кузова, в сравнении с обычным, снизился до 180 кг, ведь отсутствовали 4 двери с их арматурой и обивкой. Кроме этого, гениальный Лабурдетт применил уникальную конструкцию кузова, борта которого состояли из трех слоев 4-миллиметровых досок гондурасского красного дерева Acajou, закрепленных внахлест и со специальной масляной пропиткой соприкасающихся сторон досок второго и третьего слоя. Полученный «сандвич» скреплялся к каркасу 500-миллиметровыми латунными заклепками.

Кузовщики ателье Shapiro-Schebera мастерски обошли авторские права на конструкцию и, главное, технологию кузова Skiff от Labourdette. По крайней мере, внешне это выглядело эффектно. Главное, конструкция предусматривала полноразмерную боковую дверь

Казалось, что на Парижском автосалоне 1913 года «взорвалась бомба». Открытое торпедо под названием Skiff вмиг стало символом кузовной фабрики Labourdette – наступило время автомобильной изысканности и моды на морскую романтику, которая захлестнула мир гламура накануне Первой Мировой войны. В дальнейшем Жан-Анри Лабурдетт использовал тему лодки пять раз только на шасси Rolls-Royce Silver Ghost, а также на шасси Mercedes, Hispano Suiza, Renault, Peugeot и Delauney-Belleville, развив стилистику дощатой шлюпки до максимума сходства со стилистикой палубного настила яхты и изяществом утонченных обводов. Так появился еще и новый тип кузова – boat-tail («хвост лодки»).

На стиль от Shapiro-Schebera указывали многие эффектные детали. Например, стрелочный указатель давления в топливном баке, стилизованная под раструб пневматического клаксона голова удава или «хвост» лодки, поразительно точно воспроизводящий технологии классического деревянного судостроения

Популярность лодочной стилистики достигла своего пика после окончания войны, видоизменив форму корпусов фар и добавив в арсенал морского «тюнинга» стилизованные миникопии раструбов вентиляции океанских лайнеров и узор раскладки палубных настилов яхт и паровых катеров итальянской фабрики Riva. Свои технологии Жан-Анри Лабурдетт запатентовал, но конкуренты не дремали, и у кузовов Skiff появились «точные копии», изготовленные по обходным и сильно упрощенным технологиям. Например, изображенный на рисунке Skiff, который был построен предположительно в 1919 году берлинским кузовным ателье Carrosserie Schebera GmbH (1911-1923) на легендарном шасси Rolls-Royce 40/50bhp (1914). Несмотря на явное заимствования форм кузова у подлинных Skiff от Labourdette, немецкий «контрафакт» цел и находится на ходу, а за свою долгую жизнь перенес лишь один (!) косметический ремонт в 2004 году.

Так везло не всем, и чаще дощатые «лодочки» под прямыми солнечными лучами рассыхались, а в дождь разбухали до такой степени, что двери и багажные люки заклинивало. Однако принимая во внимание, что этот кузов был изготовлен из дерева (в кузовостроении этот материал предшествовал легкому алюминию), Skiff можно назвать прогрессивным и передовым. А тут еще образ дополнен и клаксоном в виде головы удава, и ветровым стеклом V-образной формы. Посмотрите на эту красоту еще раз, ведь подлинное же произведение искусства!

Источник: automobili.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.